Фестиваль театральных читок “Сокровища Донских степей”

Фестиваль театральных читок «Сокровища Донских степей» в художественной галерее «Ростов» Театральная читка — это зачитывание пьесы без декораций и других атрибутов классической постановки. Ничего лишнего — только чтец и аудитория, которая воспринимает текст в своём первозданном виде. Помимо читок, на фестивале вас ждут лекции, мастер-классы, творческие встречи, также кастинг и стэндап. Все мероприятия посвящены донским творцам и проводятся донскими творцами.

Искусство и культура 12+

Список мероприятий фестиваля: 

 

  • 20.10: читка пьесы «Старый муж, молодая жена и медведь». Театр донских казаков в XIX веке.

В программе «Старый муж, молодая жена и медведь» вы столкнётесь с «мыльной оперой», чёрным юмором и даже хоррором, потому что элементы всех этих жанров можно найти в Театре донских казаков XIX — начала ХХ веков. Региональные особенности и станут предметом лекции, которая будет проиллюстрирована читками наиболее интересных казачьих пьес.

Лектор: Сергей Медведев

Режиссёр: Герман Греков

 Куратор и подготовка медиаконтента: Дмитрий Цупко

 

  • 21.10: мастер-класс «Читка пьесы как особый театральный жанр» и кастинг на участие в читках.

Драматург Герман Греков проведёт для вас мастер-класс по театральным читкам, а после все желающие смогут пройти кастинг — и попробовать себя в роли артиста-чтеца. 

Вы узнаете о специфике читки как театрального жанра, как она влияет на атмосферу и восприятие зрителя. Герман Греков расскажет о своём опыте работы над различными проектами, поделится историями успеха и трудностями, с которыми сталкиваются драматурги и режиссёры.

На мастер-классе будет как теория, так и практика — упражнения, которые помогут развить навыки читки и интерпретации. Полученные знания вы сможете сразу применить на практике и поучаствовать в кастинге, а также получить обратную связь от Германа и других участников. 

 

  • 22.10: читка пьесы «Конец рода Коростомысловых» Романа Кумова. 

Драма «Конец рода Коростомысловых» — венец творчества донского драматурга Романа Кумова. Написанная в 1916 году, пьеса принесла своему создателю литературную премию имени Островского, а уже в 1917 году была поставлена на сценах Петрограда и Москвы. 

Лектор: Сергей Медведев

Режиссёр: Герман Греков

Куратор и подготовка медиаконтента: Дмитрий Цупко

 

  • 29.10: творческая встреча с драматургом Сергеем Медведевым. 

На встрече мы посмотрим видео документацию  спектакля по пьесе С.А Медведева «Парикмахерша» режиссера Руслана Маликова, а также отрывки из других спектаклей по пьесам драматурга. И обсудим, как сильно меняется пьеса при переносе на сцену.  Каков путь произведения от первой мысли-концепции до полноценной реализации в тексте и дальнейшего рождения образов на сцене. 

От первого лица узнаем, как чаще всего складывается общение драматург — режиссёр, и как изначальное видение автора может отличаться от конечного результата. 

Спикеры: Сергей Медведев

Модератор: Дмитрий Цупко 

  • 3.11: читка пьесы «Фокифон» Сергея Нельхидена. 

Гротескная антиутопия поэта и драматурга Сергея Нельдихена (1891, Таганрог – 1942) никогда не была поставлена на сцене, а впервые опубликована лишь в 2013 году.  При жизни автор не был понят современниками и был вытеснен не только из литературного процесса, но и фактически из истории культуры. 

 Лектор: Сергей Медведев

 Режиссёр: Герман Греков

 Куратор и подготовка медиаконтента: Дмитрий Цупко

 

  • 5.11: читка пьесы «Голубая рапсодия» Николая Погодина. 

Драматург Николай Погодин (1900, ст. Гундоровская (ныне – Донецк, РО) — 1962, Москва) вошел в историю как автор  пьес о Ленине («Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты») и автор сценария фильма «Кубанские казаки». Мы решили познакомить зрителя с неизвестной пьесой автора «Голубая рапсодия (Rhapsody in Blue)». Это последнее сочинение  Погодина рассказывает о жизни советской молодежи во времена оттепели.

 Лектор: Сергей Медведев

 Режиссёр: Герман Греков

 Куратор и подготовка медиаконтента: Дмитрий Цупко

  • 6.11: лекция «Образ костюма на сцене современных театров Ростова» Корнелии Тис. 

Как локальные современные театры Ростова одевают актеров для спектаклей? 

Корнелия Тис, редактор модной колонки портала галереи «БескультурьЯ», поговорила с режиссерами и драматургами  театров и разузнала, как при помощи одежды можно усилить сценический образ и передать характер того или иного персонажа.

Производство дорогих исторических костюмов или стилизация под современность и закупка образов в ритейле?

Какие есть тенденции и  особенности в работе над художественным образом костюма и  как на это влияет сам выбранный текстовый материал постановки? 

Является ли костюм лишь малой частью общей атмосферы  или это   самодостаточный элемент постановки? 

Приглашаем вместе поразмышлять на эти и другие вопросы возникающие вокруг темы современного сценического костюма. 

 

  • 10.11: читка пьесы «Свадьба как свадьба» Веры Пановой. 

Пьеса «Свадьба как свадьба» одна из последних работ известного советского драматурга и прозаика Веры Пановой (1905, Ростов-на-Дону – 1973, Ленинград). Комедия была принята Юрием Завадским для постановки Московским академическим театром им. Моссовета. Но работа так и не была  закончена. «Свадьба» ни разу не была поставлена на сцене. Существует лишь телевизионная версия пьесы.

 Лектор: Сергей Медведев

 Режиссёр: Герман Греков

 Куратор и подготовка медиаконтента: Дмитрий Цупко

 

  • 12.11: лекция «Искусство и цифровая трансформация. Театр без актера» Дмитрия Цупко. 

Март 2020 года стал тяжёлой и во многом неожиданной проверкой для многих институций, которые занимаются культурой оффлайн. К резкой необходимости полностью переходить на территорию интернета были готовы далеко не все участники культурного процесса , но именно тогда  стало очевидным что игнорировать новые средства коммуникации и репрезентации больше нельзя. Вопрос возможен ли театр онлайн и как это должно выглядеть, стал как никогда актуален.

В онлайн-сфере развлечений  слишком большая конкуренция, слишком много крупных игроков — есть YouTube, образовательные курсы, сериалы. Может ли театр  бороться с цифровыми развлечениями за внимание зрителя? 

В чем особая выразительность театра и как он будет трансформироваться в эпоху стриминга и всемирных  перемен и максимальной турбулентности,  приглашаем вместе  поразмышлять на эту тему.

 

  • 17.11: читка пьесы «Ночные забавы» Виктора Мережко. 

Автор определил жанр пьесы как анекдот. Муж возвращается из командировки домой, получив от дочки телеграмму, что мама тяжело заболела. Приезжает, а в доме ночью двое мужчин. Один – постарше, любовник 19-летней дочери, другой – помоложе, любовник жены. Пьеса «Ночные забавы»  Виктора Мережко (1937, Азовский район -2022, Москва) — хит начала  70-х.  «Ночные забавы» поставили (и до сих пор ставят) все театры Советского Союза. В ростовском драмтеатре главного героя играл Михаил Бушнов.  Разбираемся, почему «Забавы» покорили сердца советских зрителей.

 Лектор: Сергей Медведев

 Режиссёр: Герман Греков

 Куратор и подготовка медиаконтента: Дмитрий Цупко

 

  •  
  • 24.11: читка пьесы «Любовь Яровая» Константина Тренева. 

Автор пьесы Константин Тренев (1876-1945) учился в станице Каменская, окончил духовную семинарию в Новочеркасске. В 1903—1904 годах работал в ростовской «Донской речи». «Любовь Яровая» — самая известная пьеса Тренева. Среди многочисленных постановщиков «Яровой» были Ян Фрид и Петр Фоменко., известна даже опереточная версия «Любви». Мы попытаемся разобраться, что новаторского привнес автор в советскую драматургию, и чем он привлекал режиссеров.

 Лектор: Сергей Медведев

 Режиссёр: Герман Греков

 Куратор и подготовка медиаконтента: Дмитрий Цупко

 

  • 25.11: читка пьес «Ошибка смерти» Велимира Хлебникова и «Гондла» Николая Гумилева. 

Премьеры обеих пьес состоялись в Ростове-на-Дону в 1920 году, в  театре «Театральная мастерская». Для Хлебникова, присутствовавшего на премьере, это была первая театральная постановка в его творческой биографии. А для Гумилева ростовская «Гондла» стала единственной прижизненной постановкой пьесы. Специально для поэта, проездом оказавшегося в Ростове в 1921 году, силами «Театральной мастерской» была организована читка «Гондлы». Читка произвела впечатление и труппа, стараниями Гумилева, перебралась в Петроград.

 Лектор: Сергей Медведев

 Режиссёр: Герман Греков

 Куратор и подготовка медиаконтента: Дмитрий Цупко

 

 

  • 29.11: лекция «За кулисами старого театра» Марии Братолюбовой. 

Театр был одним из основных развлечений в России XIX века. Развитие театральной жизни Ростова-на-Дону шло параллельно с историей развития города, с тенденциями в культуре страны вообще, но при этом, в Ростове формировалась своя, особенная культурно-образовательная среда. 

Каким был репертуар ростовских театров? Почему зрительный зал в XIX веке был гораздо более шумным, чем сегодня. Кто мог попасть на спектакль? Можно ли было пойти в театр без компании? А как же дети, если детских спектаклей не было совсем? Могли ли купцы и учителя сидеть вместе в партере? А еще узнаете, как у Николая Парамонова в театре украли золотые часы; почему после полуночи на углу Садовой и Будённовского образовывались огромные пробки, и никто не хотел разъезжаться по домам. 

В Ростове театр быстро стал важной частью культурной и светской жизни, и зачастую события в зале оказывались интереснее, чем на сцене. Такого вы еще не знали! Будем говорить про театральную публику и актеров в Ростове 150 лет назад.

 

  • 30.11: творческая встреча с актером Алексеем Тимченко. 

Спикер: Алексей Тимченко

Модератор: Дмитрий Цупко 

На встрече от первого лица узнаем путь от первой читки пьесы до реализации актером финального образа персонажа на сцене. 

Личные особенности работы над материалом пьесы и опыт работы с разными режиссерами.

В личном общении возможно будет задать важные интересующиеся вас  вопросы актёру лично. 

 

  • 1.12: читка пьесы «елка у Ивановых» Александра Введенского. 

Театр "ТЕГ" — Театр Елены Грасмик

Режиссёр читки Юрий, Купавых

 представит читку пьесы Александра Введенского "Елка у Ивановых"

Пьеса Александра Введенского "Ëлка у Ивановых" Жемчужина Обэриутской мысли.

Пьеса о странном убийстве накануне Рождества, предвосхитившая открытия театра абсурда. Текст больше не может объективно описывать действительность, связи между словами и событиями распадаются, единственной реальностью оказывается смерть.

Пьеса написана в 1938 году.

 

  • 2.12: лекция «Что делать, если вы вдруг захотели написать пьесу?» Германа Грекова.

Вы когда-нибудь думали, что можете стать новым Шекспиром, но даже не знаете, с чего начать? Мы рады представить вам уникальный мастер-класс от известного драматурга Германа Грекова – «Что делать, если вы вдруг захотели написать пьесу?»

На этом мастер-классе вы узнаете все секреты успешного создания драматических произведений. Греков, с легким юмором и своим неподражаемым стилем, расскажет вам, как превратить свою очаровательную идею в полноценную пьесу, которая заставит зал стоять овациями. 

 

  • 3.12: лекция-дискуссия «Театральный художник и цифровая реальность» Анастасии Фертик и Дмитрия Цупко.

Спикеры: Дмитрий Цупко и Анастасия Фертик

На встрече мы рассмотрим примеры разных методов и подходов в работе над сценографическими  решениями пространства. Узнаем как с развитием новых технологий и тотального внедрения цифровой реальности меняется сам  способ конструирования образа сцены. 

Проведем параллели между классическими примерами сценографии и современными поисками. 

Поразмышляем над тем как  авангардные революционные идеи становятся фундаментально базовыми. 

Как сохранить баланс между зрелищностью и выразительность, но так же оставить места для игры актера.

И смогут ли нейросети в ближайшее время заменить художника.

Вместе с вами постараемся ответить  на эти и другие вопросы.

 

  • 9.12: лекция-дискуссия «Эволюция театрального костюма: вчера и сегодня» Анастасии Фертик и Дмитрия Цупко.

Спикеры: Дмитрий Цупко и Анастасия Фертик

На встрече мы рассмотрим исторически переломные моменты в тенденциях  работы над созданием сценического решения костюмов, чтобы проследить как менялась лицо  моды в рамках театральной сцене.

Мы схематически разберём,  как театральные костюмы развивались на протяжении веков, начиная от древних времен до современности на примере самых разных  театральных постановок.

Как искусство костюма влияет на атмосферу спектакля и как оно продолжает эволюционировать в современном мире.

Как  отражалось влияние модных трендов на театральное искусство, и как цифровизация вместе с нейросетями могут в корне изменить подход к созданию концепции и проектированию сценического костюма. 

 

  • 10.12: лекция-стэндап «К нам едет…» Игоря Нарижного. 

История ростовской театральной жизни и гастрольные рассказки.

  • 16.12: читка театральной версии повести Виталия Семина «Семеро в одном доме».

Театральная версия повести Виталия Семина «Семеро в одном доме» (1965 год)

В начале 80-х режиссеру Анатолию Васильеву и драматургу Виктору Славкину предложили «что-нибудь экранизировать». Славкин предложил повесть ростовчанина Виктор Семина «Семеро в одном доме». Славкин вспоминал: « Мы с Васильевым написали заявку, ее даже приняли, потом сдали сценарий… Но кино снимать не стали. «Жаль, — сказал Толя, — мог бы получиться первый советский неореалистический фильм». 

Мы решили восполнить пробел (хотя бы отчасти), и написать пьесу по мотивам «Семеро в одном доме».

 Лектор: Сергей Медведев

 Режиссёр: Герман Греков

 Куратор и подготовка медиаконтента: Дмитрий Цупко

 


 

Поделиться:

Серия событий
Последнее прошло 16 декабря 2023 в 19:00

Ростов-на-Дону
пер. Соборный, 22, 2 этаж, код 1357#
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов